Вступившие в силу поправки в 54-ФЗ обязали предпринимателей перейти на контрольно-кассовую технику, отправляющую сведения о всех продажах в налоговую в автоматическом режиме. В этой статье мы расскажем о том, нужна ли онлайн-касса для ИП, а также о каких особенностях ее применения необходимо знать.
Содержание статьи
- 1 Применение закона 54-ФЗ для ИП: что нужно знать
- 2 Когда ИП должны перейти на онлайн-кассы: сроки установки
- 3 Можно ли модернизировать старую кассу или нужна новая?
- 4 Штраф за отсутствие
- 5 Какую онлайн-кассу выбрать для ИП на УСН?
- 6 Как заключить договор с ОФД и какой выбрать?
- 7 Можно ли работать с ЕГАИС?
- 8 Сколько стоит онлайн-касса и услуги по ее обслуживанию для ИП?
- 9 Применение онлайн-касс для ИП последние новости
Применение закона 54-ФЗ для ИП: что нужно знать
Нужна ли онлайн касса для ИП: для кого переход обязателен?
Согласно действующему закону об использовании контрольно-кассовой техники, все юридические лица и предприниматели обязаны завести контрольно-кассовый аппарат в случаях, если они реализуют продукцию, оказывают услуги или выполняют работы за наличный расчет или безналичную оплату.
При этом законодательством предусмотрен ряд исключений, в случае которых использования онлайн-кассы можно избежать. К таким исключениям относятся:
- организации и предприниматели, занимающиеся отдельными видами деятельности (изготовлением ключей, ремонтом обуви и т.п.);
- организации и предприниматели, занимающиеся продажей газет/журналов в киосках, напитков в розлив, мороженого, торговлей на розничных рынках или ярмарках, торговлей квасом или молоком с автоцистерн, продажей сезонных фруктов/овощей (в т. ч. бахчевые развалы);
- организации и предприниматели, находящиеся в труднодоступной местности (местность в обязательном порядке должна присутствовать в утвержденном на региональном уровне списке) – но для этих предпринимателей есть поправка: они могут не применять ККТ, но обязаны выдавать клиенту документ об оплате;
- аптечные организации в сельских фельдшерских пунктах.
С видео на эту тему можно ознакомиться ниже:
Законодательство
Применение онлайн-касс предпринимателями регламентируется Федеральным законом №54-ФЗ, с актуальной версией которого можно ознакомиться на правовом портале «Консультант Плюс» по ссылке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/.
На УСН
Предприниматель, выбравший «упрощенку» и ведущий с собственными клиентами наличный расчет, обязан завести контрольно-кассовую машину. При этом безналичная оплата также должна сопровождаться выдачей чеков.
Не нужны контрольно-кассовые аппараты лишь в тех случаях, если предприниматель:
- осуществляет только безналичные платежи на расчетные счета организаций и других предпринимателей;
- осуществляет деятельность в отдаленной/труднодоступной местности;
- оказывает населению виды услуг, которые по закону предусматривают замену чеков на БСО.
На ЕНВД
На сегодняшний день требование об обязательном применении контрольно-кассовой техники к предпринимателям на ЕНВД не относится. По закону такие бизнесмены имеют право выдавать собственным клиентам как кассовые чеки, так и иные подтверждающие бумаги, в том числе товарные чеки, квитанции и бланки строгой отчетности. При этом выдаваться товарный чек или квитанция должны по первому требованию клиента.
На патенте
Для предпринимателей на патенте требование об обязательном переходе на онлайн-кассы в текущем году также не относится. При этом отказать клиенту в выдаче удостоверяющего расчет документа ИП на патенте так же, как и «вмененщики», не вправе, так как это будет являться грубым нарушением и повлечет за собой наложение серьезного штрафа.
Когда ИП должны перейти на онлайн-кассы: сроки установки
В зависимости от направления работы и выбранного налогового режима сроки перехода на ККТ несколько разнятся.
В то же время предприниматели на ЕНВД и патенте, не реализующие алкоголь в любых его проявлениях, обязаны использовать новые кассовые аппараты лишь с 1 июля 2018 года. К ним требование об использовании контрольно-кассовой техники с 2017 года не имеет отношения.
Можно ли модернизировать старую кассу или нужна новая?
Онлайн-касса представляет собой специальный контрольно-кассовый аппарат, имеющий подключение к Интернету и за счет этого способный работать в онлайн-режиме. Касса может быть как новой, так и модернизированной. Главное при этом – соответствие аппарата требованиям статьи 4 Федерального закона 54-ФЗ, а именно:
- корпус с заводским номером;
- наличие фискального накопителя и устройства для печати фискальных документов;
- печать QR -кода размером не менее 20х20 миллиметров;
- часы с реальным временем в корпусе устройства;
- передача сведений в ФН;
- формирование и передача фискальных документов в электронном виде оператору сразу после внесения данных в ФН;
- прием подтверждений оператора о получении данных или информации об отсутствии данного подтверждения.
Реестр касс, соответствующих требованиям законодательства, можно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы.
Штраф за отсутствие
За нарушение требований 54-ФЗ для предпринимателей предусмотрена следующая система штрафов:
- за работу без онлайн-кассы: от 25% до 50% от суммы выручки, но не менее 10 тысяч рублей;
- за использование старой кассы: 3 тысячи рублей;
- за непередачу электронного чека: 10 тысяч рублей.
Какую онлайн-кассу выбрать для ИП на УСН?
На современном кассовом рынке представлено множество моделей онлайн-касс, идеально подходящих как для малого, так и для среднего бизнеса. Рассмотрим наиболее востребованные модели ККТ:
- Атол 90Ф – компактное кассовое устройство, выделяющееся на фоне конкурентов многофункциональностью и возможностью автономной работы. В аппарат встроен аккумулятор, который способен удерживать заряд на протяжении 12 часов. Возможно подключение сканера штриховых кодов, дисплея покупателя и дополнительной клавиатуры. Средняя стоимость устройства – 17 тысяч рублей.
- Пионер 114Ф – кассовый терминал со встроенным фискальным накопителем, ЖК-дисплеем, термопринтеров и водонепроницаемой клавиатурой. Касса может быть подключена к компьютеру и сканеру. Есть порт для подключения к Интернету. Возможен автономный режим работы. Средняя стоимость агрегата – 19 тысяч рублей.
- Меркурий 115Ф – портативно контрольно-кассовый аппарат, оснащенный принтером для печатки чеков, дисплеем, клавиатурой и фискальным накопителем. Мощный аккумулятор позволяет устройству работать в автономном режиме до 30 часов без подзарядки. Имеется «спящий режим». Отличительными особенностями агрегата является малый вес и возможность работы при низких температурах. Средняя стоимость машины – 19 тысяч рублей.
- Элвес МФ – мобильная, портативная онлайн-касса, отличающаяся универсальностью и автоматической работой. Идеально подходит как для стационарной, так и для выездной деятельности. Способна работать автономно даже при низких температурах. К Интернету может подключаться с помощью Wi-Fi. Средняя стоимость устройства – 19 тысяч рублей.
- Эвотор Стандарт Плюс ФН – уникальная, полностью автоматизированная, умная техника, способная обеспечить кассовому узлу стабильную и бесперебойную работу. Поставляется аппарат в комплекте со сканером штрих-кодов и фискальным накопителем. Оснащен встроенным принтером. Средняя стоимость комплекта – 35 тысяч рублей.
- Эвотор Стандарт ФН – стандартный терминал, отличающийся эффективной работой и универсальностью. Есть возможность подключения дополнительных устройств – аппарат оснащен 6 USB-портами. Средняя стоимость аппарата – 28 тысяч рублей.
Как заключить договор с ОФД и какой выбрать?
Для того чтобы начать работу с контрольно-кассовой техникой, предпринимателю необходимо выбрать ОФД и заключить с ним соответствующий договор на обслуживание. Официальный список аккредитованных операторов размещен на сайте ФНС. На сегодняшний день там 14 организаций, каждая из которых полностью удовлетворяет требованиям законодательства:
- АО «Энергетические системы и коммуникации»;
- ООО «Такском»;
- ООО «Эвотор ОФД»;
- ООО «Ярус»;
- ООО «Петер-Сервис Спецтехнологии»;
- ООО «Яндекс.ОФД»;
- ООО «Электронный экспресс»;
- ЗАО «Калуга Астрал»;
- ООО «Компания «Тензор»;
- ООО «Корус Консалтинг СНГ»;
- АО «Производственная фирма «СБК Контур»;
- АО «Тандер»;
- ООО «Удостоверяющий центр «ИнитПРО»;
- ООО «Группа Элемент».
Ознакомиться с актуальным списком аккредитованных операторов фискальных данных можно здесь: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/fiscaloperators/.
Согласно действующему законодательству, договор на обработку фискальных данных должен содержать в себе:
- реквизиты сторон;
- перечень оказываемых услуг и их стоимость;
- порядок проведения оплаты;
- срок действия договора;
- ответственность сторон.
Для оформления договора с оператором клиент должен получить КЭП, зарегистрироваться на сайте ОФД, оплатить его услуги и подписать документ имеющейся электронной подписью.
Можно ли работать с ЕГАИС?
ЕГАИС – единая государственная автоматизированная информационная система, разработанная государством с целью контроля объемов производимого этилового спирта, а также оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Согласно действующему законодательству, любые манипуляции с алкогольными товарами (включая прием, поступление на склад, продажу и списание) должны быть отражены в данной системе. С поставщиками ЕГАИС работает с 2016 года.
Для подключения к ЕГАИС необходимы:
- Интернет (минимальные требования к скорости — 256 кбит/с);
- КЭП и JaCarta – необходимы для подписи электронных документов в ЕГАИС;
- УТМ – универсальный транспортный модуль (приложение), которые позволяет направлять данные в ЕГАИС;
- товароучетная программа для ЕГАИС;
- совместимая с ЕГАИС кассовая программа;
- 2-D сканер для считывания «алкогольных» штриховых кодов;
- фискальный регистратор с возможностью печати QR-кодов.
Нарушение порядка подключения к ЕГАИС грозит предпринимателям наложением штрафа в размере до 15 тысяч рублей.
При проведении ряда отдельных операций без соответствующей фиксации в ЕГАИС предприниматель может быть обвинен в незаконном обороте алкогольной продукции. При этом производитель, ведущий деятельность без регистрации в системе, в судебном порядке будет лишен лицензии.
Сколько стоит онлайн-касса и услуги по ее обслуживанию для ИП?
Приблизительный расчет затрат на работу онлайн-кассы выглядит следующим образом:
- модернизация старого кассового аппарата: от 5 тысяч рублей;
- приобретение нового аппарата: от 20 тысяч рублей;
- программное обеспечение для ККТ: от 5 тысяч рублей;
- услуги Интернет-провайдера: от 500 рублей в месяц;
- услуги ОФД: от 3 тысяч рублей в год.
Где купить?
Купить контрольно-кассовую технику предприниматели могут как в специализированных магазинах, так и напрямую от производителя.
Наиболее популярными производителями ККТ, продающими свою продукцию напрямую предпринимателям, являются:
- «Пионер»: http://pioner-kkm.ru/;
- «Касби»: https://tdkasbi.ru;
- «АТОЛ»: http://www.atol.ru/;
- «Эвотор»: https://evotor.ru.
Применение онлайн-касс для ИП последние новости
Для ИП отменили онлайн кассы?
На просторах Сети размещено множество сообщений о возможной отмене онлайн-касс для предпринимателей. Действительно, за текущий год Государственной Думой неоднократно рассматривались проекты о переносе сроков перехода на ККТ, а также о полной отмене онлайн-касс для микробизнеса. Однако поддержки депутатов и Министерства финансов такие законопроекты не вызвали, поэтому окончательным сроком перехода на ККТ для предпринимателей по-прежнему остается 1 июля 2018 года.
Таким образом, онлайн-касса для индивидуального предпринимателя – не только обязательное условие ведения деятельности в рамках закона, но и аппарат, значительно упрощающий работу. Главное при этом – правильно подобрать контрольно-кассовую машину, тогда ее использование станет не только вынужденным, но и выгодным.